11.10.2024

Тема Енин. Каким мы запомним этого человека


Cмотрю в экран телефона, читаю сообщение и не могу, не хочу впускать в сердце эту новость. Енин умер. Тема, как между собой его называли.

8 октября не стало Темы. Того самого, чья карьера в конце 90-х стремительно шла вверх. Непредсказуемость, скорость, поставленный удар с обеих ног – за счет этих компонентов мы получили того Енина, который был на футбольном поле и получил известность. Лет в двадцать Енин стал ведущим игроком «Шинника», далее последовал вызов в национальную Сборную России, подписание контракта с ЦСКА, длительная карьера, а по ее завершении - небольшой этап тренерской работы. Последние лет семь провел вне футбола. Его жизнь - путь от подписания контракта с ЦСКА и единственной игры за Сборную России до молчаливого заката. 


Тему поминают добром все, с кем сводила его жизнь. Среди его друзей нет никого, кто сказал бы о нем хоть одно плохое слово.

- Артем мне запомнится добрым, скромным человеком, - рассказывает воспитанник «Шинника-1973» Дамир Хакимов. - В нем удивительным образом сочеталась спортивная злость и душевная мягкость. Именно мягкость -  не мягкотелость. На футбольном поле от этой застенчивости не оставалось и следа. Он был бойцом, мог сыграть жестко.

Коренной ярославец, Тема в 8 лет попал в школу черно-синих и долгое время был верен родной команде. Попав в «Шинник-1976», проходил обучение под руководством Николая Сергеевича Смирнова. Позднее Сергеевич передал бразды правления ни кому-нибудь, а Александру Михайловичу Побегалову, который тренировал детскую команду этого возраста в течении шести лет. Артем сразу же стал одним из лидеров команды наряду с Сергеем Калининым и Михаилом Волковым. Но любимчиком Побегалова был не Михаил Волков, который на одном из союзных чемпионатов в Кашире затмил нападающего киевского «Динамо» Андрея Шевченко, а именно Артем или как с детства всего его называли просто «Тема».


- Хоть я не люблю говорить громкие слова, но для меня лично это крайне тяжело, ведь Тема - мой воспитанник», - прокомментировал уход их жизни Артема Енина - Александр Побегалов «Спорт Экспресс».


- У Александра Михайловича было несколько любимчиков, но Тема без вариантов был самым-самым, - рассказывает партнер Енина по «Шиннику-1976», а также хранитель истории ярославского футбола Михаил Калугин. - Михалыч в нем сразу что-то разглядел, боготворил и затем подтаскивал к основному составу «Шинника». Неслучайно он потом и в «Урале» у Побегалова играл.

В детстве Тема выделялся своими физическими данными, работоспособностью, техникой, поставленным ударом с двух ног. В отличие от некоторых других не филонил, всегда отдавался на сто процентов и планомерно шел к своей цели. Откровенно слабых мест у него не было. На тестах - был лучшим. Он был практически неприкасаемым, а от Михалыча ему почти не прилетало. Что самое интересное начинал играть на позиции последнего защитника, а затем его передвинули ближе к атаке.


Енин был успешен не только  в футболе, но и в учебе. Проблем с дисциплиной у него никогда не было. Учился в спецклассе школы № 7, где был твердым хорошистом. Сидел за одной партой с капитаном Сергеем Калининым. Футбол, разумеется, все равно стоял на первом месте. В союзные времена болел за киевское «Динамо».


- В то время наши симпатии разделились - одни ребята болели за «Спартак» Москва, а другие симпатизировали киевскому «Динамо» - в свое время рассказывал мне Енин. - Как-то спорили между собой - кто сильнее, но к единому мнению так и не пришли. Решили выявить сильнейшего прямо на школьной площадке. Одни играли за киевское «Динамо», а другие - за «Спартак». Специально одели форму. Рубились не на жизнь, а на смерть. Побегалов проходил мимо, увидел такую картину и заявил: «Вы бы так на тренировках рубились!». Я этот день хорошо запомнил. Что самое интересное матч так и не выявил победителя. Боевая ничья.

Артем после завершения игровой карьеры работал детским тренером в «Шиннике». И пусть он так и не вырос в большого тренера, но зато мало кто знает, что он приложил руку и свои знания к воспитанию таких футболистов, как Владислав и Виталий Шитовы, Артемий Косогоров, которые позднее перешли в Академии «Спартака» и «Локомотива», заиграв на профессиональном уровне. Доводилось видеть своими глазами c каким азартом Артем вел тренировки с мальчишками - всегда на позитиве, мог поиграть с ним в квадрат, футбол. Он был одним их тех специалистов, кто располагал к себе. Неслучайно мальчишки к нему тянулись.


- В «Шиннике-2003» много талантливых мальчишек. Человек пять точно заиграют в командах мастеров, - рассуждал Енин о потенциале своей команды.

Артем был таким добрым, спокойным человеком. Без звездных замашек. Как-то был в гостях у меня. С ним было интересно поговорить на футбольные темы - рассказывал много интересных футбольных баек. В основном конечно не для печати. Однажды в нашем разговоре зашла речь о Сборной России и той единственной игре с испанцами.

- Приезжаю в Новогорск, а там все заслуженные, поигравшие, - рассказывал Тема. - Карпин, Мостовой, Онопко, Бесчастных… На сборе в Новогорске все здороваются друг с другом, обнимаются. И тут мой взгляд сошелся с одним из поигравших игроков - он меня спрашивает: А ты кто такой? - Енин из «Шинника!». - Понятно, что моя фамилия ничего им не говорила. Но я нормально это воспринял.

В этом и есть весь Тема. Безобидный, спокойный, без намеков на звездную болезнь. Сложно представить, что он с кем-то мог конфликтовать. Тема не их таких. Все так уменьшительно-ласкательно его и называли. Воспринимал все с улыбкой. Вообще не представляю его конфликтующим. Даже когда ему что-то не нравилось всегда находил правильные слова и интонации.


- Когда он заиграл в «Шиннике», то как человек ничуть не изменился, - вспоминает его партнер по детской команде Михаил Калугин. - Бывает кто-то чуть засветился где-то - и здороваться с тобой прекращает. Енин - не из таких!  Даже перед игрой с ним всегда можно было поговорить. Мы с ним встречались, когда он и за ЦСКА играл. Помню Артем долгое время хранил свою майку «Шинника», но в конце концов мне ее все-таки подарил. Жаль, что в ЦСКА порвал «кресты». Его карьера могла быть более яркой.

У Артема остался взрослый сын - Егор. Через пару дней ему исполнится 25 лет. Самостоятельный. Был на ведущих ролях в «Шиннике-1999». Папа конечно хотел чтобы сын пошел по его стопам и переживал когда что-то шло не так. Однако дальше молодежной команды дела у Егора не пошли. Но сегодня он на хорошем счету в Ярославле - резкий, техничный, с головой. Любая любительская команда города хотела бы иметь в своем составе такого игрока. Так получалось, что в последние годы гораздо чаще видел Егора Енина, а не его отца. Через Егора интересовался делами папы, «передавал привет».


Меня всегда подкупал профессионализм Артема, тяга к общению, к друзьям. Между сборами или в те моменты когда оставался без команды, всегда заглянет на тренировку «Нефтяника», c нами потренируется. А когда «Нефтяник» распался, то ему не зазорно было поддерживать форму, тренируясь с молодежкой «Шинника» или выпускниками «Шинника». Там был его дом. Там его воспитали. Вырастили. Дали путевку в большой футбол. 

Знаю, что Артем переживал, что вне футбола. Когда человек не востребован, всегда есть большие переживания. Пауза в футболе затянулась. Он и за ветеранов не играл. Всевозможные проблемы... Он всю жизнь в футболе, поэтому было тяжело. Скучал по работе, но никаких футбольных предложений, увы, не поступало. Тема не жаловался, но по тону разговоров можно было понять, что футбола ему не хватает.

Я думаю, что своей карьерой, своей человечностью он заслужил чтобы в будущем проводились традиционные турниры по футболу его памяти. И не важно на каком уровне - на ветеранском или на юношеском. И чтобы не случилось - мы всегда будем помнить его добродушное лицо с такой знакомой, чуточку застенчивой улыбкой.

                                                                                                                                             Андрей Тараканов